Mohawk Midgetape
44
Mohawk Midgetape 44 (BR-1).
Самый первый из серии рекордеров
Mohawk Midgetape компании
“Mohawk business machines corp. Brooklyn 33.
N.Y.”,
USA. Выпускался с 1955 года, и стоил
тогда
249,5
$, хотя в 1954 году его анонсировали, и
обещали продавать по 197,5 $.
На фото слева анонс в журнале "Tape Recording" №8
за 1954 год, далее реклама в том же
журнале за 1955 год. Однако, в
августовском номере "High Fidelity Magazine"
за 1955 год его рекламировали уже с ценой 229,5
$ - фото справа.
Возможно цены указаны за магнитофоны в разной
комплектации.
Позднее
производились модели
Midgetape
300,
Midgetape
400 и Midgetape
500 "Professional". Модель Midgetape 44
первоначально выпускалась под названием Midgetape
BR-1, и на моем экземпляре,
изготовленном в 1956 году, имеются обе маркировки, и
Midgetape 44
и BR-1. Конструкция и кинематика
всех моделей почти одинаковые. Подробнее об этом читайте
в описании
Mohawk_Midgetape_300.
Главной особенностью Midgetape 44
является то, что его электросхема выполнена на радиолампах. В
усилителе используется три субминиатюрные лампы типа XFY54
(1 шт.), и XFW40
(2 шт.). Они вставляются в пятиконтактные панельки,
смонтированные на керамической (steatite) пластине размером 25 х 24
х 1 мм, которая в свою очередь впаяна в окно
текстолитовой платы усилителя. На керамической пластине
также находятся бескорпусные
конденсаторы и резисторы обвеса ламп. По сути
сам усилитель собран на этой керамической пластине, а на
текстолитовой плате размещены только несколько
второстепенных деталей. Для
1956 года всё выполнено очень технологично. Все конденсаторы усилителя
керамические, электролитов в схеме нет. Так как рекордер ламповый, для питания требуется три
напряжения, 9 v - для двигателя,
1,5 v - для накала ламп, и
30 v для питания анодов ламп. На самом деле
эти лампы рассчитаны на анодные напряжения 15 - 22
v, и для их питания достаточно
батареи 24 v. Самодельная
батарейка, которую я изготовил взамен оригинальной сделана
из двух батареек по 12 v, типа
MN. Также
в таких рекордерах могли использоваться радиолампы -
аналоги типа CK542DX и CK549DX
или CK525AX и CK512AX.
Кинематика рекордера довольно простая, но обеспечивает
стабилизированную скорость движения ленты. Перемотка
вперед отсутствует, а перемотка назад осуществляется с
помощью откидывающейся ручки, расположенной на верхней
крышке. Универсальная и стирающая головки объединены в
неразборный моноблок. Для подключения микрофона
используется круглый разъем, а для подключения наушника
и выходного кабеля - простой двухконтактный разъем без ключа.
Встроенного динамика в рекордере нет. В качестве аксессуаров
к рекордеру продавались
внешние усилители – громкоговорители.
Mohawk Midgetape 44 (BR-1) с
внешним усилителем - громкоговорителем
(фото
из Интернет)
Аппарат был куплен в
неисправном состоянии. Звук был, но очень слабый, и на
фоне сильных тресков. Ремонт оказался достаточно
трудным, но все же мне удалось найти дефектный
конденсатор на керамической плате усилителя. В процессе
ремонта я проверял лампы, и пробовал подбирать их
аналоги. Оказалось, что схема нормально работает с
отечественными лампами 06П2Б (аналог
XFW40) и 1П3Б (аналог
XFY54). Кинематика оказалась почти
рабочей, потребовалась только смазка подшипников, и
замена резинового пассика узла подмотки. Главный пассик, сделанный из
витой стальной пружины, менять не пришлось. В настоящее
время рекордер работает отлично, как новый. Внешне аппарат сохранился очень хорошо, и
механика оказалась тоже мало изношенной. Видимо
пользовались им не долго, скорее всего он быстро
сломался, и про него забыли.
Рекордер
достался мне с оригинальными батарейками. Одна из них -
анодная батарея 30
v, типа
Eveready № 506, другая - батарея питания
двигателя и накала ламп, типа 2X62X Burgess.
Эта батарея имеет три контакта, один средний - общий
(-), и два боковых с напряжениями + 9 v,
и + 1,5 v.
Новую аналогичную батарею я собрал из шести батареек
типа AAA, и одной AA.
Также в
комплекте с рекордером я получил оригинальную
кассету
(картридж), оригинальный кристаллический микрофон, к
сожалению неисправный, и соединительный кабель для
подключения к внешнему усилителю. Кассета имеет
необычную конструкцию, с катушками расположенными одна над
другой. Ее корпус и все детали полностью металлические. Ленты, шириной 1/4
дюйма хватает на 1 час записи (2 х 30 мин.)
при скорости 1, 7/8 дюйма в сек. Габариты
рекордера 220 х 100 х 55 мм. Вес
в сборе с батареями и кассетой - 1,3 кг.
Чистый вес 0,9 кг.
Фотографии можно увеличивать
На фото слева аппарат с
оригинальными батареями. На фото справа с самодельными.
На левом фото вид на
аппарат снизу. Видны два винта, крепящие кинематику к
корпусу. На увеличенном фото
справа видна маркировка даты изготовления - NOV 23 1956 OK
Размеры электродвигателя
без учета центробежного регулятора - 49 х 28
mm
Электрический
стабилизатор скорости двигателя на лампочке с фильтром
помех. Он располагается в металлической коробочке рядом
с двигателем
Оригинальные лампы. Более длинная - XFY54 (32
х 8 х 6 мм.). Две короткие -
XFW40 (27 х 8,5 х 6 мм.)
|
|
Лампы 1П3Б и 06П2Б,- отечественные аналоги
XFY54
и XFW40.
Паспортные размеры 38 х 10,2 х 7,2 мм и 32 х
10,2 х 7,2 мм соответственно. Реальные размеры
37 х 10 х 6,7 мм и 30 х 10 х 6,7 мм. |
|
|
Однотипные субминиатюрные лампы разных
производителей отличаются размерами. Одни из
самых
маленьких делала фирма
"Raytheon".
Например, лампа CK538DX (аналог XFW40 и 06П2Б)
имеет размеры всего 25,4 х 7,2 х 5,6 мм, а это
уже соизмеримо с размерами транзисторов. |
.
При поиске неисправности
пришлось полностью выпаивать ламповый модуль. На
фото слева он на месте, на фото справа он выпаян, и
видно пустое окно в плате усилителя.
На керамической пластине
расположены ламповые панельки, бескорпусные
конденсаторы и резисторы схемы усилителя.
Подобные модули для слуховых
аппаратов
начади производить в 1945
г,
(то
же в PDF)
а во время войны по этой технологии производили модули
для военного применения.
Посмотрите отчет о симпозиуме по печатным схемам,
который состоялся в 1947 году в США.
|
|
Mohawk Midgetape начали
выпускать в 1955 году, а подобные сверхминиатюрные
модули аудио усилителей компания "Centralab"
начала производить серийно еще в 1945 году. Эти фото я
нашел в журнале "Radio & Television News"
за август 1950 года. Кроме таких
готовых модулей они производили сборки
радиокомпонентов, конденсаторов, резисторов на
керамической подложке в миниатюрном исполнении,
например такие
|
|
|
Технология изготовления описана в
журнале
"Radio & Television News"
№12 за 1949 год. Токопроводящие дорожки на
керамической подложке делали с помощью
фотопечати, эмульсии с порошком серебра, и
сплавления его в печи. Резисторы формировались
нанесением на подложку через трафарет графитовой
резистивной краски с последующим обжигом.
Как видно,
модуль магнитофона очень похож на тот, который
описан в журнале "Radio & Television News"
за август 1950, однако есть и некоторые
отличия. На самом деле было несколько
модификаций, и в журнале показан модуль "PC-201 Model 2", а в моем
магнитофоне используется модуль "PC-203
Model 3"
или "PC-205 Model
3",
схемы которых одинаковые. |
|
|
Описание модуля
усилителя "Ampec
PC-201 Model 2"
из каталога "Allied Radio"
за 1952 год. Там же есть
описание и других модулей, изготавливавшихся по
этой технологии. |
|
|
В
"Centralab
Catalog № 29"
представлены цены на все модели
таких усилителей. Модули PC-200, PC-202
и PC-204
продавались без ламп, а модели PC-201,
PC-203 и
PC-205
в комплекте с лампами, и стоили они
соответственно по разному.
Надо сказать, что такие цены для того времени были не
маленькими. Для сравнения, например стационарный
катушечный магнитофон стоил примерно 100
$. |
|
|
Оригинальной схемы магнитофона во время ремонта у меня
не было, но полностью она мне и не была нужна,
так как неисправен был только сам ламповый
модуль. В процессе ремонта я сделал эскизы
его схемы, а сейчас привел их в порядок, и
сделал нормальную картинку. Номиналы резисторов
точные. Номиналы конденсаторов приблизительные,
но это не критично, так как подобные схемы
нормально работают при большом разбросе
номиналов и резисторов и конденсаторов. На
увеличенной картинке всё видно. |
|
|
Схема
модулей
"PC-203
Model 3"
и "PC-205 Model
3"
представленная в "Centralab Catalog
№ 29"
немного отличается от той, что нарисовал
я. Также в каталоге указывается
на использование в модулях ламп CK512AX,
CK547AX,
CK548AX,
CK549AX,
DX, но не упоминаются CK525AX,
CK542AX,
DX, XFY54
и XFW40, которые
также в них использовались. Это может означать,
что кроме базовых модификаций были и другие, не
указанные в каталоге. |
Электрическая схема
Mohawk Midgetape 44 (BR-1)
из сервис мануала, который мне недавно удалось
приобрести. Я его отсканировал, и разместил внизу
страницы.
Еще
один вариант трехлампового усилительного модуля
"Centralab", но уже с регулятором
громкости и выходным трансформатором. Фото из журнала
"Radio & Television News"
№12 за 1949 год.
Вообще, получается, что
такие портативные магнитофоны могли появиться и гораздо
раньше, еще в 40-х годах. Технология записи на
магнитную ленту тогда уже была, и всё
остальное, механические узлы, двигатель, и компактные
батарейки также не являлись проблемой в изготовлении, а субминиатюрные радиолампы начали производить серийно еще
в 1940 году. Это например CK501X, CK502X,
CK503X, CK504X
производства Raytheon. Правда
первые такие лампы были несколько большего размера, чем
сейчас - 39,7 х 14 мм, а в
исполнении с цоколем они становились еще больше. В
маркировке ламп с цоколем отсутствовала буква X,-
CK501 ... CK504.
Первое
упоминание об этих лампах я нашел в каталоге
"Allied Radio" за 1940 год.
|
|
|
Последнюю рекламу этих ламп в таком исполнении я нашел в
"Radio Chack Catalog" за 1945 год.
Обратите внимание на то, что за пять лет
их цена не изменилась
Однако в это же время
уже производились лампы меньшего размера
с индексом AX |
|
|
|
Привычные сегодня типоразмеры имеют лампы "Raytheon"
с индексом AX, которые
начали выпускать во время войны. Именно в таком
исполнении подобные радиолампы стали очень
популярны, и в дальнейшем широко использовались
в самой разной радиоаппаратуре, даже в
авиационной и космической.
В дальнейшем производились
аналогичные лампы еще меньших размеров, например
лампы DF64, DF651, CK538DX имеют
размеры всего
25,4 х 7,2 х 5,6 мм.
Добавлю, что
использование таких ламп в портативной технике
первыми освоили в Германии. В 1951 году начали
выпускать первый
"карманный"
проволочный диктофон
"Minifon Mi51", собранный
на трех субминиатюрных лампах типа DF67
и DL67. |
Оригинальная батарея типа
2X62X. Размеры 60 х 55 43 мм. Вес
210 г.
Батарея собрана из 14
элементов, залитых смолкой.
Самодельная батарея
изготовлена из шести батареек типа ААА, и одной
батарейки типа АА. Для изготовления картонной коробки
использовалось отсканированное изображение с оригинала.
Оригинальная батарея
30 v типа
Eveready № 506. Размеры 35 х 29 х 15 мм.
Вес 25 г. Батарея вставляется в стальной контейнер, и
фиксируется в нем плоской фигурной пружиной.
Самодельная
батарея 24 v
сделана из двух батареек по 12 v
типа MN. Для питания анодов ламп
24 v достаточно, так как они
рассчитаны на анодное напряжение 15 - 22 v.
Оригинальная кассета в
разобранном виде. Корпус и все детали железные, а
катушки расположены одна над другой. Ширина ленты 1/4
дюйма. Время работы 1 час (2 х 30 мин).
Соединительный кабель для
подключения к внешнему усилителю. Имеет параллельно
включенное сопротивление 2,2 ком.
Пьезокристаллический
микрофон и оригинальная упаковка. К сожалению, он
оказался неисправным. Капсюль микрофона состоит из
железного корпуса с алюминиевой мембраной, под которой
находится пьезокристалл. После вскрытия мембраны
выяснилось, что кристалл был разрушен.
Кристалл для ремонта я использовал от
другого микрофона. Сейчас микрофон находится в рабочем
состоянии.
Сервис мануал магнитофона
Mohawk
Midgetape BR-1
Конструкция
всех
магнитофонов типа Mohawk
Midgetape одинаковая.
|