SoundScriber.
Сделано в США. Этот аппарат видимо можно назвать
фонографом, так как запись производится
методом механического нарезания канавки на гибком пластиковом диске. Это один из самых старых
экспонатов моей коллекции. Выпускалась целая серия
модификаций, в том
числе и в других корпусах. Вероятное
начало производства, 1945
год. Габариты 300 х 260 х 205 мм. Вес около 9 кг. Питание от сети 110
- 120
v. В добротном и красивом деревянном
корпусе находится стальное шасси, на котором
смонтированы, вся механика и электрика. Двигатель
переменного тока на 115v
имеет собственный редуктор, и соединен со вторым
редуктором через гибкую муфту, видимо для уменьшения
вибраций. Второй редуктор крепится на шасси под диском,
вращает его, и передает движение через длинный вал на
механизм перемещения тонарма записи. Оба тонарма
выполнены достаточно технологично. Тонарм
воспроизведения снабжен массивным противовесом и
механизмом компенсации скатывающей силы. Головка тонарма
записи поднимается и опускается при помощи
переключателя, расположенного на передней панели
корпуса. Оба тонарма состоят из двух частей, соединенных
гибкими вставками. В тонарме
воспроизведения вставка из кожи, необходимая для
уменьшения влияний вибраций двигателя на головку. В тонарме записи
вставка из
плоской пружины, которая прижимает головку с иглой к
диску в режиме записи.
Провода от
головок соединяются с дальнейшей электрикой через
разъемы, встроенные в шасси рядом с тонармами. Для
удобства поиска нужного места записи, имеются
специальные линейки, размеченные в минутах, от 0 до 15.
Электросхема достаточно сложная, собрана на пяти
радиолампах. На шасси справа, рядом с диском,
расположены тумблеры включения питания
ламп и двигателя. Слева расположен регулятор чувствительности микрофона. Ручка
регулятора громкостинаходится на верхней панели
корпуса. На
передней панели, рядом с переключателем режимов, находится лампочка
индикации уровня записи.
Яркость ее свечения пропорциональна уровню входного
сигнала. Также на передней панели расположена
декоративная решетка динамика. На задней панели расположены
разъемы для подключения шнура питания, микрофона,
наушников, и ножной педали управления.
Для записи используются диски из гибкого
зеленого пластика диаметром 5 и 7 дюймов. На 7-ми
дюймовый диск можно сделать 15 минут записи при скорости
33 об/мин.
Аппарат попал ко мне в нерабочем состоянии. Ремонт я начал с
разборки и изучения конструкции. Быстро обнаружился
первый серьезный дефект, оказалась в обрыве обмотка
звукоснимателя. Звукосниматель выполнен в виде
постоянного магнита, между полюсами которого
находится подвижная обмотка (35
Ом) с железным сердечником, механически соединенная с
держателем иглы. Мне повезло, обрыв оказался в начале обмотки, и
ее удалось восстановить. Записывающая головка оказалась
исправной, она имеет сопротивление 1 Ом. По механике также выявились серьезные
проблемы. Двигатель вращался, но издавал угрожающие
звуки, а гибкая муфта оказалась сломанной. Гибкость
муфты обеспечивают две вставки из прочной толстой ткани,
одна из которых оказалась порванной. После переборки и
смазки двигателя с редуктором, а также ремонта муфты,
механика полностью заработала. Пробный запуск показал,
что значительных шумов и вибраций от двигателя нет, а игла
записывающей головки нарезает качественную канавку. Игла покрыта
налетом, похожим на коррозию, но сам режущий наконечник чистый. Он
изготовлен видимо из корунда.
Удалять коррозию я не стал, так как опасаюсь
повредить
наконечник. Электросхема также
оказалась неисправной, накал ламп отсутствовал. Как
позже выяснилось, нити накала ламп соединены
последовательно. Три лампы (одна 35Z5, и две 35L6) имеют
напряжение накала - 35 v. и две (12SC7) - 12 v. В сумме
получается 129 v, что позволяет использовать для накала
сетевое напряжение 110 - 120 v. Конечно это не идеальное
решение, но оно позволило конструкторам избавиться от
трансформатора. Обрыв нити накала оказался у одной из
ламп 12SC7. После замены лампы и всех шести электролитов,
аппарат заработал, но условно. Запись и воспроизведение
появились, но звук был слабый. После
замены остальных ламп звук стал громким. Собственно,
воспроизводит аппарат нормально, и если поставить
пластинку заводского изготовления, звук получается
отличный. Однако, при
записи получить такое же
качество звука не получается.
Голос записывается очень разборчиво, а музыка звучит как
при воспроизведении на старом граммофоне, только громко.Возможно
это связано с изношенностью записывающей иглы.
Предполагаю, что добиться лучшего результата мне не
удастся. Надо заметить, что скорость
вращения диска получается немного меньшей, чем должно
быть. Это связано с тем, что скорость вращения двигателя
зависит от частоты сетевого напряжения. В США - 60 Гц, а
в России - 50 Гц.
Видео о
рекордерах Soundscriber, в том
числе об этой модели 1945 года
На
увеличенных фото видны канавки и режущий наконечник иглы.
Фотографии можно увеличивать
Аппарат был куплен в
комплекте с двумя пачками дисков 5 и 7 дюймов, и пачкой
оригинальных конвертов для 7-ми дюймовых дисков.
Звукосниматель в
разобранном виде
Двигатель с редуктором,
муфта, и второй редуктор в сборе
На фото слева сломанная
муфта. На фото справа виден вал, соединяющий второй
редуктор с механизмом перемещения тонарма записи
Редуктор двигателя
Игла звукоснимателя
отсутствовала,
и я опробовал два варианта ее замены. На фото слева используется
обычная швейная игла. На фото справа игла от
современного проигрывателя. С обеими иглами аппарат
работает, и особой разницы я не заметил.
Рекламный листок
SoundScriber,
найденный в Интернет