Магнитофон бортовой МС-61
МС-61 Магнитофон
самолетный, предназначен для записи речи с приемника или
ларингофонов. Это устройство, которое обычно называют
авиационным речевым регистратором. Конструкция очень
старая, но удачная, и подобные модернизированные
магнитофоны П-503Б до сих пор производят в Н.Новгороде.
Использование проволоки в качестве магнитного носителя
позволяет получить большое время записи, около 5,5 часа
при диаметре проволоки 0,05 мм. Для более эффективного
использования этого времени имеется режим автозапуска по
наличию входного сигнала. Аппарат управляется с пульта,
на котором расположены необходимые переключатели и
регулятор яркости подсветки. Размеры без амортизирующей
подставки 160 х 132 х 160 мм., вес 4 кг. Питание 27
вольт постоянного тока. Скорость движения проволоки
переменная, 145 - 195 мм/сек.
Также имеется автостоп, конструкция которого описана
ниже, и датчик обрыва проволоки. При обрыве проволоки
предусмотрено включения резервного рекордера, для
подключения которого имеется соответствующий разъем.
Корпус диктофона сам по себе очень прочный, литой из
алюминиевого сплава, но предусматривалась и установка
его в бронированный кожух. Более подробно с параметрами
магнитофона можно ознакомиться в инструкциях, которые
можно легко найти в интернет, например
здесь. Этот
магнитофон естественно только записывает, а для
воспроизведения предназначен наземный магнитофон МН-61,
аналог которого П-504Н также производится до сих пор.
Фотографии можно увеличивать
Мой комплект магнитофона
с пультом имеет одинаковые серийные номера. Изготовлен он
был в 1969 году. Габариты пульта управления - 92 х 75 х
78 мм.
Шнур питания имеет
провода с маркировкой полярности. Через круглое окошко в
крышке можно видеть вращение подающей катушки
Между головками находится
датчик обрыва проволоки. Натянутая проволока удерживает
подпружиненный рычаг датчика в
вертикальном положении. При обрыве он освобождается, и
срабатывает переключатель датчика
Записывающая и стирающая
головки установлены на площадке, которая перемещается
вверх-вниз, укладывая проволоку на катушку ровными
рядами
На фото ниже хорошо видны
витые пружины для фиксации катушек
Автостоп работает по
старому проверенному принципу. На барабане катушки установлена
плоская пружина, которая прижимается намотанной
проволокой. Когда проволока на катушке заканчивается,
пружина освобождается, и касается кольцевого контакта,
расположенного под катушкой, после чего схема автостопа
выключает двигатель. На фото выше видны кольцевые
контакты автостопа. На фото ниже показано устройство
катушек с пружиной
Перед тем как раскрутить
рекордер, я конечно сфотографировал заводские пломбы
Внутри всё сделано в
привычном для советской оборонки стиле, печать залита
толстым слоем лака, на всех деталях ромбики. Качество
изготовления хорошее, такая конструкция должна нормально
переносить вибрации и перегрузки.
Несмотря на кажущуюся
архаичность метода записи на проволоку, аналогичные
проволочные рекордеры П-503Б производят и сейчас в
Нижнем Новгороде. Фото
с сайта производителя
|